Даже пессимисты ожидают, что новый урожай зерна намного превысит потребности российских потребителей

Первые прогнозы урожая зерна в этом году позволяют потребителям не напрягаться: и оптимисты, и пессимисты из экспертного сообщества называют цифры, намного превышающие внутренние потребности страны.

А вот многим производителям пшеницы остается только надеяться, что сбудутся самые мрачные прогнозы - если зерна будет поменьше, то цена на него окажется повыше.

Аналитик рынка Владимир Петриченко на Зимней зерновой конференции в алтайской Белокурихе заявил, что урожай зерна в этом году снизится на 8,6 процента по сравнению с прошлогодним и не превысит 88,7 миллиона тонн. С ним не вполне согласен вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут: "Думаю, что урожай будет в пределах 92-95 миллионов тонн". В любом случае пока это предварительные расчеты и оценки. Состояние озимых обычно проверяют в марте - вырубают квадратный метр поля, заносят в тепло и считают, сколько растений тронулись в рост.

Тем не менее Владимир Петриченко уже сейчас полагает, что 2 миллиона гектаров посевов не переживут зимы. "В живых" останется порядка 16 миллионов гектаров, тогда как в прошлом году из-под снега вышли 16,7 миллиона гектаров, хотя посеяно тогда было меньше, чем теперь.

При этом, как полагают все эксперты, многое будет зависеть от того, будут ли аграрии расширять и сокращать яровые посевы весной. На конференции в Белокурихе вице-губернатор Алтайского края Борис Неудахин сообщил, что при себестоимости зерна 3,1-3,5 тысячи рублей за тонну производители вынуждены продавать его по 2,9 тысячи рублей. "Все понимают, в каком положении находятся наши крестьяне", - заявил чиновник. В таком настроении, естественно, аграрии как минимум не будут расширять посевы.

Однако Александр Корбут, имея в виду конъюнктуру в целом по стране, сообщил корреспонденту "РГ", что, "если бы цена никого не устраивала, рынок бы остановился, но сейчас продажи идут". По его мнению, цены на зерно "не идеальны, но приемлемы". А вот "аграрный плач" имеет своей целью со временем доложить в вышестоящие инстанции, что безвыходное положение "неимоверными усилиями исправлено к понедельнику". А это уже другое настроение производителей, которое позволяет стране рассчитывать, что сеять они будут. Причем, по мнению эксперта, есть некоторая надежда, что мировое производство пшеницы снизится, а значит, экспортеры приподнимут цены и в нашей стране.

Правда, вопрос еще и в том, что сеять. Первый вице-премьер Виктор Зубков и министр сельского хозяйства Елена Скрынник в последнее время не раз обращали внимание аграриев на то, что пшеницы у нас много, а кормового зерна - кукурузы, сои - не хватает. "Структуру производства нужно оптимизировать, РЗС уверен в этом", - соглашается Александр Корбут. Он считает, что правительство должно изменить систему господдержки аграриев так, чтобы склонить их к расширению посевов кормовых культур экономически.

Кстати, эксперт сообщил, что уже разработаны все необходимые документы для организации залоговых интервенций. Они предполагают продажу аграриями зерна государству практически по себестоимости осенью, в момент сбора урожая, с правом впоследствии выкупить это зерно в том случае, если рынок, например, весной пойдет вверх и появится возможность заработать на продаже. Александр Корбут считает, что государству для регулирования рынка в интересах обеспечения продовольственной безопасности достаточно иметь в интервенционном фонде 1,5-1,7 миллиона тонн зерна. А для регулирования рынка в интересах бизнеса - 5 процентов урожая, то есть 4-5 миллионов тонн.

Сейчас в интервенционном фонде скопилось около 10 миллионов тонн зерна, за хранение которого государству приходится платить из интервенционного фонда. Это слишком большие объемы, если только не окажется, что прогнозы экспертов-"пессимистов" на урожай этого года слишком оптимистичны. В таком случае избыточный запас окажется как нельзя кстати.

Между тем:

Владимир Петриченко предполагает, что экспорт зерна в текущем зерновом году (закончится 30 июня) составит 17,5 миллиона тонн, а в следующем - 18,3 миллиона тонн. Это меньше прогноза минсельхоза - 22,5 и 22 миллиона тонн соответственно.

Источник: Российская газета