ХПП «Липки» на старте жатвы-2011

ХПП «Липки» — одно из старейших во Фроловском районе и области. Построенное после войны (в 1949—1950 годах), оно, казалось, отслужило свой срок. Доведенное прежним хозяином, что называется, «до ручки» и брошенное за ненадобностью, оно ни для кого не представляло интереса.

В 2007 году предприятие, точнее, то, что от него осталось, купила агропромышленная группа компаний «Би-Ай-Гранум».

— Я 30 лет — 1976-2007 годы — проработал на Качалинском элеваторе. Когда я приехал сюда, картина была удручающая, — вспоминает главный инженер Николай Геннадьевич Кузнецов.
— В помещениях — ни дверных блоков, ни оконных рам, ни электричества. Оборудование представляло собой груды металлолома. Что не могли утащить, раскурочили и разукомплектовали.

Теперь это кажется невероятным, но уже в 2008 году ХПП уже принимало зерно. В том числе интервенционное. Как известно, получить аккредитацию на его прием и хранение непросто. ХПП «Липки», единственное в районе, получило.

— Сколько, — задаю вопрос Николаю Геннадьевичу, — потребовалось средств, чтобы восстановить его?

— 26,5 миллиона.

— Зачем понадобилось вкладывать такие огромные средства в реанимацию ХХП, имея во Фроловском районе два мощных элеватора?

— А вы спросите у фермеров, возят ли они туда зерно.

Вопрос оказался вроде запальника. Один из фермеров буквально взорвался:

— Возил. Больше никогда не повезу. Можно сдать на хранение зерно одного класса, а получить — другого. Кого хотите, в нашем районе спросите — любой подтвердит…

Подтвердили. Причем в еще более резкой форме. Такое отношение к элеваторам среди сельхозпроизводителей почти повсеместное — обманывают на всем: на весе, на определении качества зерна, сорности…

С фермерами «шутить» нельзя

— Я бы не хотел комментировать ситуацию относительно элеваторов, — не стал развивать эту тему исполнительный директор Андрей Шмургалкин.
— Скажу лишь, что у нас это исключено. Фермеры — народ продвинутый. С ними «шутить» нельзя. Каждый процент сора, влаги, показатели клейковины — их деньги. Для них нет проблем отобрать две-три пробы и заказать анализ в лабораториях других элеваторов. Если обман подтвердится, он уже не повезет зерно туда, где его обманули.
Что касается точности определения веса зерна, мы ее решаем технически. В прошлом году вложили деньги в модернизацию отгрузки зерна для отправки по железной дороге: построили новые железнодорожные весы, чтобы вести более точный контроль за отгружаемым зерном. Это обошлось в 1,8 млн руб., зато теперь мы независимы: не надо гонять вагоны на станцию, чтобы взвесить.
Весы вписаны в программу электронного учета зерна, которая не допускает никакого отклонения, зависящего от человеческого фактора, — весовщица не сможет повлиять на показатели веса. Кстати, электронные железнодорожные весы есть далеко не на всех элеваторах.

— Почему вы начали с железнодорожных весов, а не с более актуальных автомобильных?

— Начиная работать с интервенционным зерном, мы исходили из того, что оно будет отгружаться по железной дороге. Поскольку РЖД (Российские железные дороги) подняли тарифы, клиенты предпочитают более дешевые автотранспортные грузоперевозки. Теперь в наших планах автомобильные весы.

Мы строго соблюдаем технологию хранения

— Сейчас у нас хранится 15 тысяч тонн интервенционного зерна 2008—2009 годов, — продолжает Андрей Николаевич.
— 3 тысячи тонн фуражного по разнарядке уже оформлено для отгрузки в Оренбургскую область. В ближайшее время будем отгружать.

— Зачем в Оренбургскую? Там, должно быть, своего зерна достаточно.

— Продовольственного — да. Фуражного — мало.

— Три года хранения зерна — не слишком ли большой срок. Оно не теряет в качестве?

— Если технология соблюдается, нет. Мы ее строго соблюдаем. Предприятие, как и состояние зерна, постоянно проверяют — по линии прокуратуры, инспекторы ОЗК (Объединенной зерновой компании), Россельхозбанка.

— Проверки выявили немало скандальных фактов ненадлежащих условий хранения и порчи зерна. В том числе на элеваторах нашей области.

— К нам претензий нет — все нормально. Надо сполна отрабатывать деньги, которые платят за хранение, — тогда проблем с зерном не будет. Они возникают там, где экономят на соблюдении технологии. Это делать нельзя — нарушения технологии могут сказаться на состоянии зерна и, как следствие, на репутации предприятия. Мы этого не можем себе позволить.

Увеличивать расценки — тупиковый путь

— Чтобы завоевать и удержать клиентов, мы должны предложить им более выгодные условия. В том числе и более низкие расценки. Поэтому мы внимательно следим за тенденциями на рынке услуг и стараемся, чтобы у нас они были на приемлемом для сельхозпроизводителей уровне. Группа компаний вкладывает немалые средства в модернизацию производства, позволяющую снизить себестоимость хранения зерна.
На технологиях советских времен, когда не особо считали энергозатраты, мы прогорим. Поэтому реализуем программу по энергосбережению: не говоря уж о лампочках, меняем электродвигатели на более экономичные. Меняем сепаратор на более производительный и, что не менее важно, позволяющий значительно повысить качество обработки зерна.

Наша ниша — работа с небольшими партиями

— Элеваторы предпочитают иметь дело с хозяйствами, имеющими большие объемы производства, способными поставлять большие партии зерна. Для фермеров, имеющих малые объемы (а таких во Фроловском районе большинство), реализовать свою продукцию — проблема. К тому же ее предварительно надо подработать — довести до кондиции. Это для них тоже проблема. Не имея своих складов, они вынуждены сбывать продукцию, как повезет: прямо с поля первым подвернувшимся покупателям, которые, пользуясь ситуаций, диктуют свои цены — как правило, значительно ниже рыночных. Это и есть то, что называется «дикий рынок», — ниша мелкого сельхозтоваропроизводителя. Наша задача — выстроить с ними более цивилизованные взаимовыгодные отношения: закупать небольшие партии зерна, аккумулировать их на своем предприятии и, подработав до ГОСТовских параметров, реализовывать.
У группы компаний «Би-Ай-Гранум» помимо ХПП «Липки» во Фроловском районе есть два больших элеватора — в Саратовской и Ульяновской областях. Объемы перерабатываемого зерна велики, поэтому у нас формируется коммерческая служба, которая занимается вопросами приобретения и последующей реализации зерна.

Достойную цену - за хорошо переработанное зерно

— У вас есть прогнозы относительно цен нового урожая?

— Как и сельхозпроизводители, ждем, когда уборка наберет обороты и стабилизируются цены.
С озимой пшеницей уже ясно: ее в области будет мало. Прогноз цены — в районе 5 руб/кг. Пока непонятно, какого качества будет зерно. Очевидно, что разница в цене продовольственного и фуражного зерна будет минимальная. Подсолнечника будет много, следовательно, цена его будет невысокая.

— Как покупатель вы заинтересованы в том, чтобы цены были ниже?

— Нет. Это нам без разницы. Нас больше интересует качество. Мы зарабатываем не на перепродаже, а на подработке продукции до ГОСТовских кондиций. В прошлом году семечка шла сорная. Прежде чем реализовать, нам приходилось чистить ее по два раза.
Зерно из бункеров старых комбайнов (а у наших фермеров много не просто старых — допотопных) по сорности и зерновым примесям, как правило, не соответствует ГОСТам. Современные комбайны дают более чистое зерно, но и оно, чтобы получить за него достойную цену, требует подработки. Хозяйства, в которых нет соответствующих мощностей, могут воспользоваться нашими услугами. Качество мы гарантируем.
Кроме прочих предоставляем транспортные услуги. Если у фермера возникают проблемы с доставкой зерна, готовы вывозить его своими машинами.

Записала Лариса Дарина.
Областные вести 15-21 июля 2011